Об авторе

Прасол Александр
Прасол Александр

Сотрудник ОАО «НИИАС» Александр Прасол написал около 20 книг, большинство из них для детей. На их страницах героев ждут всевозможные приключения, но одно остаётся неизменным – они связаны с железной дорогой.

Интерес к стальной магистрали у самого автора появился в детстве. В городе Полтаве, рядом с которым он жил, было крупное локомотивное депо, тепловозоремонтный завод, большая железнодорожная станция. И так интересно было наблюдать с крутого откоса, как идут мимо поезда. Дети срывали цветы и махали букетиками машинистам, а те в ответ давали пронзительный гудок. Высоченные семафоры поднимали свои длинные руки, открывая путь поездам. Это было похоже на сказку, и так хотелось поскорее вырасти и тоже освоить эту профессию. Паровозы, старательно пыхтевшие в небо паром, представлялись почти живыми существами… 
– Мне казалось, что машинист – это просто волшебная работа, – вспоминает Александр Алексеевич. – Я в детстве думал, что они водят поезда через всю страну и видят её из окна своей кабины. 

Детское увлечение переросло в юности в осознанный выбор профессии. После 9-го класса он поступил в железнодорожное училище на специальность «помощник машиниста тепловоза». Три года изучал устройство тепловозов, Общий курс железных дорог, материаловедение, слесарное дело. Окончил училище с единственной четвёркой по черчению и получил право подняться в кабину тепловоза. Работал на Полтавском тепловозоремонтном заводе. Обкатывал машины после ремонта. И думал, что после службы в армии обязательно станет машинистом. Однако жизнь внесла свои коррективы. 

Автор детской литературы Прасол А.А.
Автор детской литературы Прасол А.А.

Дело в том, что второй его любовью все эти годы была литература. Во время службы в армии Александр часто публиковался в военных газетах и получил рекомендацию для поступления на факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища. После этого началась другая жизнь – служба военным корреспондентом на Тихоокеанском флоте, а затем и работа в редакциях центральных военных газет. Но интерес к железной дороге не пропадал. Судьба привела его в «Гудок», где он писал материалы о машинистах и обо всём, что связано с их работой… Вот так соединились его увлечения железной дорогой и литературным творчеством. 

Однажды они с маленьким внуком пришли на выставку в ЦДКЖ, где увидели действующий макет железной дороги. Заметив, с каким интересом маленький Серёжа смотрит на бегавшие по столу поезда, дедушка написал для него сказочную историю о Стране весёлых паровозиков. Повесть оказалась такой удачной и познавательной, что книжное издательство предложило ему написать целый цикл. Так появилась сказочная серия «Сундучок приключений Серёжи Траскина». Первый тираж книг с замечательными иллюстрациями был полностью выкуплен ОАО «ФПК» для подарков детям сотрудников. Всем мальчишкам и девчонкам интересны сказочные истории, связанные с работой их родителей. Ну а мальчишки, знакомые с железной дорогой только понаслышке, откроют для себя её увлекательный мир. И кто знает, сколько из них пронесут мечту о стальной магистрали через всё детство и, повзрослев, станут железнодорожниками. 

В большей степени, признаётся автор, эти книжки для мальчиков. Сам главный герой этой серии – маленький мальчик. Он взрослеет от книги к книге вместе с читателем. А значит, изменяется и характер его приключений. 
– На первый взгляд познавательного в моих книгах больше, чем воспитательного. Я думаю, что расширение кругозора как раз и формирует личность, черты характера. А нормы поведения – не обижать слабых, уважать старших ,– эти вещи я стараюсь показывать в историях как само собой разумеющееся. При этом ребёнок не думает, что ему что-то навязывают, он следит за ходом истории, а подспудно впитывает и эти нравственные нормы, учится так же себя вести, как и герой книги. Я хорошо помню своё детство, мы тогда зачитывались научной фантастикой и приключениями. Сегодня хороших, познавательных и развивающих книг, к сожалению, мало. Писатели усиленно эксплуатируют тему магии, фэнтези, сюжеты с драконами и инопланетянами. И подменяют научно-технические аспекты мистикой и выдумкой. А я вижу тягу к познаниям у своего внука, да и у большинства детей она есть. Нужно давать им пищу для ума. 

В своих книгах Александр Прасол старается не только рассказать какую-то захватывающую историю, но и расставить определённые «крючочки», чтобы у юного читателя появился интерес, и он после прочтения стал искать дополнительную информацию в энциклопедиях, учебниках. Это касается прежде всего технических деталей – как работает, скажем, паровоз или сложная электронная техника. Действие в книгах происходит в реальных странах и в реальные исторические эпохи. Но параллельно в конкретную историческую канву «поселяются» вымышленные герои. Так достигаются большая достоверность, и вместе с тем есть простор для фантазии. Поскольку главные читатели – дети, то герои встречают на своём пути волшебство, сказочных персонажей и иногда получают сверхспособности. Когда реальность переплетается со сказкой, повествование становится более захватывающим. 

Материалы взяты из газеты «Гудок». Автор Наталья Цыплева