В Будапеште на остром конце прямого, как кирасирский палаш, проспекта Андраши, неподалеку от знаменитых купален Сечени, расположен небольшой парк. В центре парка стоит необычный памятник. Бронзовый монах, с пером в руках и надвинутом на самые глаза клобуке, смотрит сквозь толщу веков, будто пытается разглядеть то, что скрыто от нас. Его лицо неразличимо, черты стерты, а вместо имени на постаменте начертано на латыни «Anonimus» — Аноним. Точно так, как подписывал свои исторические труды сей славный королевский летописец.
Какой высокий подвиг остаться безвестным для потомков, раствориться бесследно в истории, которую он записывал так скрупулезно и беспристрастно!
Рядом с этим памятником я неожиданно застыл в каких-то смутных раздумьях. Образ безвестного летописца не давал покоя. Я уже чувствовал то, что события последних лет заставляют меня тоже браться за перо. Слишком много приключений и путешествий выпали на нашу с Сережей Траскииным долю. И я решил, что обязательно опишу их, подписавшись так же, как этот бронзовый монах, — ANONIMUS. «БЕЗЫМЯННЫЙ».
Но тут же иные мысли заполнили мою голову: а как же все остальные? Те, кто вместе со мною ездил, искал, обретал и терял, кто рисковал своим имуществом, а подчас и жизнью? Я ведь почти всех их называл поименно, описывал реальные обстоятельства, в которых нам приходилось действовать.
И тогда я принял твердое решение — я подпишусь своим подлинным именем. Все, кто меня знал и знает, легко подтвердят мои слова, а те, кому известны лишь мои книги, — что ж, верьте на слово.
Вот так образ скромного летописца невольно заставил меня взять перо и бумагу. Так родились эти несколько книг. В них описано с максимальной достоверностью то, что произошло с нами. Только двум героям я изменил фамилии, потому что они сегодня занимают достаточно высокие посты, и излишняя популярность для них была бы скорее досадной помехой в блестяще складывающейся карьере.
Все остальное — чистая правда, которую можно увидеть, потрогать рукой, услышать в плеске морской волны или шорохе зыбучего песка знойной пустыни.
Поэтому, вот вам моя рука: удивительные приключения и неожиданные открытия уже ждут вас.
Дорожащий Вами,
Александр Прасол, Архивариус и Летописец Траскинии.
В Серию «Тайны Рудогорья» вошли повести «Золото озера Тургояк», «Хозяин Рудной горы», «Стеклянный паровоз троллей», «Слеза дракона, или Проделки зеленого камнееда», «Похищение Платона Иванова»,«Фредерика и фарфоровый принц Михаэль» и «Двойка по поведению».
Золото озера Тургояк
Во время летних каникул Сережу Траскина родители отправили с маминой университетской подругой Катей Лесиной в город Златоуст. Здесь жили дальние родственники, которые упросили маму Сережи привезти им внука погостить недельки две. Сережа ехал с тяжелым сердцем. Ему казалось, что после огромной Москвы в небольшом уральском городе он будет страшно скучать. Не доставил ему радости и новенький планшет, который родители подарили мальчику. Может быть, все так бы и случилось, не окажись дедушка Николай Михайлович заслуженным машинистом паровоза. Он повел внука в локомотивное депо, показал самые настоящие паровозы и даже разрешил посидеть в кабине одного из них. Сводил дедушка Сережу и на оружейный завод, где кузнец обучил мальчика ковать острые ножи… А Катя Лесина повезла Сережу на озеро Тургояк, показала россыпь настоящего золота и даже подарила ему одну крупинку-самородок. А еще Сережи попал в подземный мир Рудной горы.
Хозяин Рудной горы
В локомотивном депо в южно-уральском городе Златоуст Сережа Траскин случайно услышал в разговоре своего дедушки и старого машиниста о неком народе горных мастеров. Совсем, как у Хозяйки Медной горы. Ему очень захотелось побывать у подземных людей. По странной случайности в Рудной горе он попадает в незнакомый и необычный мир. Под землей, в старых горных выработках, оказывается, живет целый народ. И не просто живет, как первобытные люди, перебиваясь случайной охотой, а трудятся, ухаживают за отжившими свой рабочий век паровозами. В горной стране Сережа знакомится с Рудной горы Хозяином – Силой Никифовичем и горным мальчишкой – Михрюткой Мальцевым. Новые друзья переживают несколько удивительных приключений.
Стеклянный паровоз троллей
Генерал-директор путей сообщений Христофор Христофорович Семафоров, получивший бессмертие благодаря уникальным часам, подаренным самим императором Николаем Первым (да-да, не удивляйтесь, именно так!), назначен быть «государевым оком» при строительстве первых железных дорог в России. Вместе с Хозяином Рудной горы Силой Никифоровичем Семафоров, увидев сметливость Серёжи и Михрютки, посылает мальчишек в опасную командировку. Дело в том, что Горный король Сигурд Восьмой Свирепый, властелин норвежских троллей, вызвал на поединок горных мастеров из России. К 200-летию парового движения Горный король предложил всем построить самый необычный паровоз. И тем самым заслужить звание самых талантливых и умелых. Мастера Силы Никифоровича вызов троллей приняли. А вот о том, что задумали сделать подданные Сигурда Восьмого Свирепого, и предстояло узнать юным разведчикам Серёже и Михрютке.
Слеза дракона, или Проделки зеленого камнееда
Катаясь на маленьком паровозике по заброшенным штольням в Рудной горе, Серёжа и Михрютка обнаруживают необычного мальчишку – белого, как мраморная скульптура. Это был мальчик Кетан, представитель народа, который живет под землей – Нэф. Нэфы на протяжении многих веков селятся рядом с месторождениями нефти. Из нее они добывают все, что необходимо для жизни. А сырую нефть пьют только подземные драконы – кии, которых приручили нэфы. На этих драконах они ездят под землей, как мы ездим верхом на лошадях. С историей Кетана связано одно приключение, в котором невольно участвовала подруга мамы Серёжи Траскина — геолог Катя Лесина. Много нового узнал Сережа и от Кетана, и от тети Кати. Для него словно распахнулись недра земли, и он увидел кладовые полезных ископаемых.
Похищение Платона Иванова
В Санкт-Петербург в паровозный музей приехали Сережа и Михрютка. Не сами, конечно, а с Сережиным дедушкой. Им надо было увидеть самые лучшие паровозы и придумать, каким мастера Рудной горы будут делать «Святогорчика» — нового паровозы Михрютки. В одном из залов музея их узнал мальчик Платон, который пришел с мамой посмотреть на железнодорожную технику. Познакомившись с живыми героями книг, Платон стал упрашивать маму отпустить его с Михрюткой в Рудную гору. Мама не разрешила, но Михрютка придумал один план и… похитил среди бела дня Платошу. Вдвоем они поехали в Рудную гору, и горный мастер показал новому другу Страну веселых паровозиков.
Фредерика и фарфоровый принц Михаэль
Особо отличившихся солдат и генералов принято награждать боевыми орденами и медалями. У Христофора Христофоровича не было иного способа отблагодарить своих юных разведчиков после выполнения опасного задания в Норвегии, как разрешить попользоваться своей необыкновенной дрезиной. Маленькая, похожая на автомобиль, дрезина была способна ездить и по рельсам, и по шоссе. И при этом могла быть совершенно невидимой. Воспользовавшись дрезиной, с разрешения Хозяина Рудной горы Михрютка приезжает в Москву, в гости к Серёже. И во время зимних каникул они отправляются вдвоем… в Дрезден. Там в подвалах королевского дворца друзья находят сломанную фарфоровую механическую куклу. Михрютка предложил тайком увезти куклу в Рудную гору, чтобы подземные мастера отремонтировали ее. Оживший фарфоровый принц Михаэль рассказал всем мастерам Рудной горы свою необыкновенную историю. О том, как он полюбил дочку саксонского курфюрста Фредерику. Как они хорошо дружили, как проводили вместе время, и как однажды случилось непоправимое – Фредерика на конной прогулке встретила юного графа Шварцензее, и тут же забыла о своем Михаэле… Растроганные горные мастера нашли оригинальный выход из положения, и принц Михаэль возвратился в Дрезден счастливым. А как это произошло, вы узнаете из книги.
Двойка по поведению
В заключение хотелось сказать, что Сереже и Михрютке довелось расстаться самым неожиданным образом. Но маленький горный мастер сумел передать своему московскому другу золотые карманные часы, обладавшие одним необычным свойством. Впрочем, читайте, читайте! «Дорогой мой друг Серёжа! Это мое прощальное письмо к тебе. Мы уезжаем из Рудной горы. Как сказал на сходе Сила Никифорович, слишком много внимания было в последнее время к горному народцу. Мы к этому не привыкшие. Я передаю тебе часы. Ты не подумай, я не воровал их у генерал-директора. Он сам попросил отца отремонтировать свой хронометр. Что-то там сломалось. Отец все починил, но, как и в случае с принцем Михаэлем, решил узнать секрет Фервезиуса. И изготовил точно такие же. Не знаю, обладают ли они той же силой, что и у Семафорова, мне было боязно крутить их. И я решил, что будет лучше, если ими будут владеть верхние люди. Так что это тебе подарок от всех мастеров Рудной горы, для которой ты тоже сделал немало. Я тебя буду всегда помнить. Твой верный друг Михрютка Мальцев».